17.04.2009
Творческий союз кисти и словаИмя Юрия Анненкова – не из числа забытых в нашей культуре. Кто не знал иллюстрации к «Двенадцати» Блока? Впрочем, не только они сделали его популярным и широкоизвестным. Русская живопись, театр и кино многим обязаны выдающемуся художнику-портретисту, графику, иллюстратору и талантливому режиссеру. Но Юрий Анненков помимо всего прочего умел еще и хорошо писать.Его цикл трагедий под названием «Дневник моих встреч» представляет собой универсальный жанр литературно-художественной документалистики. Это уникальное сочетание «традиционных» и «авангардных» черт живописных портретов в книге. Юрий Павлович Анненков родился в 1889 году в Петропавловске-на-Камчатке. Собирался получить юридическое образование в Петербургском университете, но в 24 года уже участвовал в парижской выставке авангардистов. Перед Первой мировой войной он вернулся из Парижа в Петербург, а в 1924 году навсегда покинул родину. Увы, такая судьба постигла не только его, но и многих других русских художников, ученых и поэтов. В своей книге Юрий Анненков не просто описывает таких известных личностей, как Максим Горький, Александр Блок, Сергей Есенин, Анна Ахматова, Владимир Маяковский и многих других, но и дает картину их тяжелого быта, раскрывает особенности их характера, а в некоторых случаях даже указывает нам на причины трагедии, приведшие к самоубийству некоторых поэтов. «Среди их многих трагических смертей, одна из самых страшных – смерть Есенина. Не только потому что его самоубийство было самоубийством в квадрате: висельник, залитый кровью вскрытых вен, это уже слишком… Есенин повесился от отчаяния: от беспутства, иными словами – от беспутья, от бездорожья. Пути русской поэзии оказались в те годы отрезанными и вскоре были заколочены наглухо». Вот что Юрий Анненков писал о Сергее Есенине: «Говорить о прославленных пьянствах Есенина я, насколько возможно, не стану. Это – его личное дело, хотя это личное, в большинстве случаев, приходило публично. Да и можно ли вообще сыскать поэтов «уравновешенных»? Настоящее художественное творчество начинается тогда, когда художник приступает к битью стекол». Или, например, «Советские власти, ознакомившись с «Клопом» и «Баней», решили, что Маяковский может быть, действительно, решил «жить и умереть» в Париже», и тогда они запретили ему выезд за границу. И «поэзия Маяковского умерла. Это было решающим фактом в его биографии, - пишет Юрий Анненков, - сюда следует добавить романтическую неудачу. Затем – приближавшиеся полицейские угрозы. 14 апреля Маяковский застрелился». Ему было 37 лет. Роковой возраст: в этом возрасте умерли Рафаэль, Байрон, Пушкин, Федотов, Ван-Гог, Хлебников и, совсем недавно, Жерар Филипп… Мы немало уже знаем фактов из биографий деятелей советского искусства. В цикле трагедий Юрий Анненков не рассказывает нам о судьбе поэтов, писателей, художников, режиссеров, на страницах его книги можно прочитать о непосредственном общении автора с этими известными людьми. Порой это общение кратковременно, иногда это всего лишь детские воспоминания (например, глава о Максиме Горьком). А в этом собственно говоря и прелесть этого «Дневника моих втсреч». Но самое ценное: на каждой страничке, на каждой строке, в каждом слове и даже в каждой букве - дух творчества. Порой Юрий Анненков высказывается прямолинейно и неожиданно, но всегда все равно видно его теплое отношение к людям, о которых он пишет. Сумма голосов: 5 Рейтинг: 3.3 Материалы по теме:
Статьи
|
27 апреля
|