Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация

Чингиз Айтматов
20.03.2009

Можно ли убежать от самого себя?

«А я-то думал – век не скончаем. Только поздно узнаешь, что это не так»…

Эта фраза принадлежит Органу – герою повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Конечно, это могло бы звучать банальностью, если бы не одно НО…

Каждый раз, закрывая очередную повесть писателя открываешь что-то новое в самом себе. Как это происходит?

Чингиз Айтматов не ставит точек в конце своих произведений. Он оставляет героев на распутье, перед решающим выбором, в мгновенья раздумий или в миг схватки и, кажется, ему самому неизвестно, будут ли они последними, эти мгновенья, или станут началом нового преодоления.

Но все не случайно. Вот что Айтматов пишет в повести «Материнское поле»: «…это не случай, оно не обрушивается вдруг на голову, будто ливень в летний день, а приходит к человеку исподволь, смотря как он к жизни относится, к людям вокруг себя; по крупице, по частице собирается, одно другое дополняет, и получается то, что мы называем счастьем». Вот и думайте теперь счастливые вы люди или нет? Но ясно одно – только мы сами, самостоятельно, можем сделать себя таковыми. Все герои произведений Чингиза Айтматова счастливы по-своему. Или несчастны все-таки? Вот что говорит Картанбай – герой повести «Первый учитель»: «Или, ты думаешь, другие не печалятся, не горюют?.. А ты загляни ко мне под ребра: дымит там сердце горьким дымом».

Но герои Айтматова не любят показывать свою печаль, они стараются запрятать ее как можно глубже. Вот какие строки можно встретить в повести «Тополек мой в красной косынке»: «Не знаю, как другим, но мне в таких случаях лучше побыть в одиночестве, не люблю показывать людям свое горе. Кому оно нужно? Перетерпи, если можешь, пока не сгорит все…»

Если можешь… А если не можешь? Если нет уже сил терпеть? Но, с другой стороны, что может случиться у нас, живущих в 21 веке и не знающих, например, по настоящему, что такое война? Или все-таки знающих?… Есть еще среди нас те, кто испытали ужасы войны на себе. Ну а тем, кто не знаком с этим ужасом, многое могут рассказать герои произведений Чингиза Айтматова. «Как протяжную песню русских вдов, уносила я в своем сердце скорбный отголосок от встречи с отгремевшей войной», - читаем мы в повести «Первый учитель».

Но, пожалуй, еще один мотив, который нам близок, это мотив времени. Мне не хочется говорить об Айтматове как о писателе советском. Об этом написано уже немало. И я как человек, никогда не бывший ни пионером, ни комсомольцем, ни октябренком, я все равно открыла что-то для себя в его повестях. Так вот этим и делюсь с вами. Итак, мотив времени. Или, если угодно, даже можно сказать, вечности. «А время убывало горькими гулкими каплями», - пишет Айтматов в повести «Прощай, Гульсары!». Вот оно – понимание и ощущение стремительности времени, которое невозможно ни остановить, ни задержать хоть на секундочку.

И все-таки главное в повестях Чингиза Айтматова – это доброта, которая, как известно, вне времени и вне пространства. «Жизнь-то какая прошумела над головой, - говорит Танабай в повести «Прощай, Гульсары!», - а ты, Чоро, все такой же. Сгораешь от своей доброты. Может, это и хорошо. Всякое повидали за войну, нам бы всем добрее быть. Может, это и есть самое верное в жизни?»… А вы как думаете?...

Но как бы там ни было, мы не властны над временем. И Айтматов пишет: «Но им так и не удалось потолковать по душам, так и не нашли они случая посидеть наедине. А время шло, потом было уже поздно…» Но так уж устроен человек, мы никогда не думаем о том, что когда-нибудь может уже быть поздно. Мы и жить-то пытаемся как-то странно, по-чужому. И вот, что пишет нам по этому поводу Айтматов в одной из своих повестей: «Ну что ж, сам и виноват. Не обдумал. По чужим подсказкам стал жить». А природа вторит человеку, кажется, у нее тоже есть душа: «Большие горы стояли в серой мгле. Забытые солнцем, угрюмо темнели они наверху, как обиженные великаны. Весне нездоровилось». И очень важно, чтобы у человека была совесть. «То ли пыль по дороге была такая горячая, то ли стыд жег мои ноги, но сначала я чуть не бежала», - читаем мы в «Материнском поле».  Но можно ли убежать от самого себя?...

Сумма голосов:  6
Рейтинг:  3.1

Возврат к списку


Материалы по теме:




Свидетельство о регистрации СМИ “ЭЛ № ФС77-33828” от 23 октября 2008 г.
Интернет-радио “ДИАЛОГ”. Профессиональное издание. Россия, Москва © 2010 г.
Профессиональный хостинг от компании "ТаймВэб"