08.03.2022
«Я женщина! Я бог! Я бесконечность!»По одной из версий, этот праздник появился как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за эмансипацию. Ещё в 1857 году в этот день работницы фабрик по пошиву одежды в Нью-Йорке провели так называемый «марш пустых кастрюль». Они требовали сокращения рабочего дня, улучшения условий работы, равную с мужчинами заработную плату. Именно тогда было положено начало феминистского движения.По другой версии, немецкая коммунистка Клара Цеткин в начале XX века предложила учредить Международный женский день. По некоторым данным, она хлопотала о женщинах древнейшей профессии и имела в виду, что в этот день 8 марта эти женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам. Но в России в 1921 году Советская власть объявила этот день праздником для всех трудящихся женщин, кроме тех, за кого хлопотала Клара Цеткин, потому что они тогда уже были вне закона. Однако настоящим праздником и нерабочим днём 8 марта стало лишь в 1966 году. День 8 марта полностью утратил политическую окраску и привязку к борьбе женщин за свои права, а приобрёл современные черты с традицией дарить женщинам цветы и подарки. Отношение к этому празднику до сих пор не однозначное: кто-то считает его пропагандой дискриминации людей по признаку пола, кому-то представляется, что он посвящён в основном «мужественным» женщинам, достигшим успехов в «мужских» профессиях. А Русская Православная церковь и вовсе считает его неуместным, поскольку он приходиться на дни Великого поста. Но, как бы там ни было, мы отмечаем этот радостный весенний праздник и ждём поздравлений от мужчин. А я сегодня предлагаю поговорить о трансформации значения женщины в обществе на протяжении всей истории человечества. Начну с доисторических времён, с эры пещерного человека. Поскольку мы сегодня говорим о женщинах, то именно она нас и интересует. По сложившемуся стереотипу, женщины тогда были смуглые, с взъерошенными волосами, одевались в выделанные шкуры и обвешивались разноцветными побрякушками. Роль женщины в первобытном обществе была, чуть ли не ключевой, как утверждают теософы. Так как коммуникаций тогда никаких не было, у людей были обострены телепатические способности, которые присущи, в общем-то, каждому человеку, и это уже научно доказано современными нейрофизиологами. Так вот, женщины каменного века были своего рода генераторами идей и навигаторами, использовавшими телепатический способ передачи информации. Вот как, возможно, это происходило. Пока жена оставалась в пещере чистить ковши и варить похлёбку, муж шёл охотиться на дичь. Продвигаясь по нехожеными тропам вглубь чащ и буреломов, муж мысленно посылал жене мессидж о том, что видит и слышит вокруг себя. А жена, обладая, как все женщины, интуицией и провидческим даром, в ответ ему телепотировала, куда нужно направиться, чтобы не упустить добычу, или предупреждала его о грозящей опасности. В более позднем, Античном мире отношение мужчин к женщине было на высочайшем уровне. В Древней Греции женщин сравнивали с мифическими богинями: самые умные из них становились царицами, самые красивые – гетерами, что с греческого означает - подруга, спутница. Интересная подробность: гетеры были женщинами высокообразованными, они были музами величайших правителей, мыслителей и деятелей искусства того времени. Они не только снимали с них усталость дня и развлекали интеллектуальными беседами; они направляли их мысли, воспитывали их эстетический вкус. Не стоит путать их с женщинами легкого поведения (с греч. - «порнайи»). Социальный статус гетер был достаточно высок. Дошедшие до нас памятники искусства Древнего Египта в виде изображений в гробницах и храмах дают довольно полное представление о внешности египетских красавиц, об их костюмах, прическах, косметике. Благородной формы лоб, миндалевидные глаза, прямой нос, пухлые губы, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами – вот портрет знатной египтянки. Знаменитые Фаюмские портреты, именованные так по названию территории оазиса Фаюм на севере Египта, где проживали поселения римлян I—III веков н. э. - это надгробная живопись. Портреты писались при жизни человека, с натуры, после его смерти они дорабатывались. Примечательно, что образ, особенно женщины, фаюмских портретов от изображения ничего не выражавшего неподвижного профиля на фресках, отклониться от которого древнеегипетский художник не мог, переносился в другое измерение, - в сферу человеческих чувств. А искусство Древней Греции и Древнего Рима заложили основу современного представления об идеале женской красоты. Женские образы эллинок на настенных изображениях и вазах свидетельствуют о равноправном положении с мужчинами. Древнеримские живописцы изображали ещё более раскованную женщину. Они рисовали на мраморных стенах, расписывали фрески, выкладывали мозаику с образами римских красавиц, передавая всю их чувственность и нежность, прорисовывая тончайшие линии женского тела в естественных позах. Судя по этим изображениям, к свободным женщинам Древнего Рима было уважительное, даже, можно сказать, трепетное отношение. Название «Античное искусство» появилось гораздо позже – в XV-XVI столетиях, в эпоху Возрождения или Ренессанса. Это гуманистическое направление в искусстве пришло на смену фанатично-религиозного Средневековья - самого сурового в нравственном отношении периода в истории человечества, когда машина инквизиции уничтожала в женщинах всё прекрасное, облачая их в монашеские одежды, а заподозренных в чародействе сжигала на кострах. С изменением самого общества, менялось и понятие о женской красоте и значимости. О женщинах последующих веков мы можем судить по портретной живописи великих мастеров изобразительного искусства. В эпоху Ренессанса родился европейский реалистический портрет. Это произошло с признанием ценности внутреннего мира отдельного человека. Так, например, в «Портрете молодой знатной дамы» художника Доменико Венециано, жившего во времена Позднего средневековья, уже хорошо видны зарождающиеся черты Ренессанса. Светская одежда и эмоциональные оттенки в выражении лица этой женщины, указывают на возвращение к женщине былого античного лоска и значимости. На картине Рафаэля - великого итальянского живописца эпохи Возрождения, изображена «Дама с единорогом». Молодая дама держит в руках небольшого единорога — символ целомудрия. Согласно средневековым легендам, приручить его могла только девственница. Я так думаю, художник хотел сказать обществу, что глубокое декольте на даме – не повод сомневаться в её порядочности. «Портрет Елены Фоурмен» - это портрет второй жены фламандского художника Рубенса. Он написан в стиле барокко, пришедшего вслед за Ренессансом из Италии. Воспитанный на произведениях итальянской живописи эпохи Возрождения, Рубенс вдохнул новую жизнь в портретное искусство средневековья, решительно освободив его от жесткости письма, застылости композиций, напряженной замкнутости словно отгороженных от реального мира образов, изобразив человека с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром. Рембрандт— тоже нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи, сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Простая жизнь голландских бюргеров, победивших в буржуазной нидерландской революции, порождала примитивные и приземлённые вкусы в искусстве, в работах художников они стремились видеть отражение собственной жизни, лишённого благородства, широкого образования, утонченных вкусов и почитания многих традиций. В картине «Купальщица» представлена Рембрандтом как раз такая простая женщина из низов, но надо видеть не только, какая женщина в этой картине, но и КАК она изображена. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Испанский живописец Франциско де Гойя на стыке XXVIII-XIX веков тоже блистает в портретном жанре. «Портрет герцогини Альбы в чёрном» был написан Гойей вскоре после смерти её мужа, но её черный наряд скорее романтичен, нежели символизирует траур. Герцогиня славилась своим обаянием, воспитанностью и красотой. Согласно многим свидетельствам художник рисовал портрет своей любимой женщины. Французский художник Эдуард Мане, основатель импрессионизма, тоже писал портреты женщин. Их, обворожительно прекрасных, в живописи французского художника превеликое множество. Женщины Мане настолько нежны и очаровательны, как эта «Девушка на скамейке», что невольно навевают сравнение с распустившимися бутонами чудесных цветов. Жизнерадостное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, особенно ярко выражено в картине«Весна».Это кульминация портретной живописи Мане, где он отобразил женскую нежность и жизнелюбие. Трудно представить, что онписал эту картину, будучи уже смертельно больным. А вот и русские красавицы! Их образы увековечивали и западные мастера живописи. Французский живописец Роберт Лефевр, портретист, придворный художник конца 18 века, написал «Портрет Елизаветы Демидовой» по заказу её мужа Николая Никифоровича Демидова, потомка древнейшего русского рода владельцев заводов и приисков. Это произошло во время их свадебного путешествия за границей. В жене своей, голубоглазой красавице Елизавете Александровне Строгановой, не только богатой, но и умной женщине, Демидов души не чаял. Портреты русских художников XIX века вошли в сокровищницу всемирного наследия изобразительного искусства. К этому времени роль женщины в России была уже настолько высока и значима, что можно смело утверждать: XIX век был вершиной благородства и гармонии в отношении мужчин к женщине. «Образ пленительный, образ прекрасный…» воодушевлял многих великих художников и поэтов. Портрет одной из первых красавиц Елены Нарышкиной художник Боровиковский создал за год до её замужества. Он изобразил ещё очень юную очаровательную девушку с томной улыбкой. А поэт Яков Полонский написал об этой женщине, восхищавшей весь свет, но прожившей недолгую жизнь, такие строки: «…Она давно прошла, и нет уже тех глаз, // И той улыбки нет, что молча выражали // Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, // Но красоту ее Боровиковский спас». Художники В. Тропинин, А. Венецианов, А. Славянский, А. Харламов – это всё мастера романтического и реалистического портрета. На картине художника-передвижника Василия Сурикова «Портрет Натальи Фёдоровны Матвеевой» - великолепный образ русской женщины, которые так удавались художнику. Задумчивое скромное лицо с опущенными вниз глазами, губы тронуты едва заметной улыбкой... Какие тончайшие подробности выражения её лица! Какое почтение к её красоте и индивидуальности! Она одета в русский национальный костюм, и это подчёркивает возвышенные чувства автора именно к русской женщине как поэтическому образу, как к объекту обожания и восхищения. Ещё один выдающийся портретист XIX века - Карл Павлович Брюллов. Героини его картин - представительницы высшего света. Изображённые в домашней обстановке, изобилующей роскошью и подчеркнутым богатством интерьеров, молодые женщины полны внутреннего лиризма и простоты. На картине Брюллова «Портрет Елены Салтыковой» изображена сидящая в бархатном кресле, утомленная суетой великосветских торжеств молодая женщина. Её взгляд полон тоски, и печали. Но, всё же, здесь видна задушевность и лиричность в обрисовке внутреннего состояния княгини, её мягкая женственность, поэтичность её чувств. А вот в XX веке обожание женщин нивелировано до обезличивания. Козьма Сергеевич Петров-Водкин один из самых крупных русских художников первых десятилетий XX века, приветствовавший Октябрьскую революцию, создавал собирательные образы женщин. На картине «Работница» изображена пролетарская женщина с выразительным взглядом, символизирующим её крепкий дух. О такой писал ещё в веке XIX поэт Некрасов, прославляя простую русскую женщину, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт», за её многострадальную долю. Ну, а в двадцатом, в эпоху гегемонии пролетариата, такие женщины стали эталоном красоты. Позже, в период расцвета социализма женщина окончательно превратилась в товарища. С тех пор мужчины перестали воспринимать женщин как объект вожделения и обожания. И лишь только один день в году 8 марта они дарят женщинам, если им очень сильно повезло с мужчинами в семье, или, хотя бы, на работе, букет мимоз – символ весны, и какие-нибудь скромные сувениры. Но чаще всего, женщины советской эпохи, сами себе устраивают праздник с подарками и цветами. В 80-е годы XX века художники опять увидели женскую задушевность. А Константин Васильев, нарисовавший за свою короткую жизнь, длившуюся всего 28 лет, около четырёхсот картин, в которых отобразил образ былинной женщины, образ мечтательный, близкий к идеалу, будто он канул в Лету. А молодые современные женщины стремятся быть похожими на куклу Барби. Большинство женщин сегодня самодостаточны и независимы, а знаки внимания от мужчин они принимают исключительно в виде дорогих подарков. Кукольный образ женщины наших дней порождает кукольный образ жизни: вымышленная любовь, дети из пробирок, пластическая хирургия и виртуальная реальность – вот картина современного мира, лишённого глупых поступков, безумств и страстей вдохновлённых друг другом влюблённых. Всё рационально, всё подчинено холодному рассудку. В век «золотого тельца» образ женщины на изображениях, чаще всего, фотографиях или в комиксах, неестественно красив и нечеловечески холоден. Но вот какими видит женщин наш современный художник Владимир Волегов. Благодаря его творчеству, женственные трогательно-нежные образы красавиц на живописных полотнах возвращаются в нашу жизнь, и это не может не радовать. Волегов побеждает в различных конкурсах и премиях на мировых художественных выставках, представляя миру обновлённый облик русской женщины. Так что, милые женщины, к нам ещё вернётся былое могущество, и мы сможем смело сказать словами поэтессы Сильвы Капутикян: «Я женщина! Я бог! Я бесконечность!» Автор: И.Севрюгина Материалы по теме:
Статьи
|
22 октября
|