![]()
В Третьяковской галерее «гостит» «Русский парижанин»
12/Фев/2021
Новое имя для российской публики: картины русского художника -Константина Кузнецова - прибыли в Россию для первой масштабной экспозиции. Познакомиться с произведениями искусства можно уже сейчас, выставка открыта по 14 марта 2021 года. Кто же такой Кузнецов? И почему более 100 лет его творчество было почти не знакомо русским?
Однако в 33 года Кузнецов-младший, активно участвовавший в делах семейного предприятия, принял необычное решение для того времени – 90-х годов XIX века - сменить профессиональное направление. И вместо того, чтобы продолжать семейное дело, он покидает Нижегородскую губернию. Отправляется в Париж. Город, который станет новым домом будущего маэстро масла. Интересно и то, что в душе он навсегда останется русским – гражданства он так и не поменяет, хотя на родину больше не вернётся. После революции Кузнецов отказывается сдать паспорт Российской империи. Забегая вперёд, скажу, что по факту до самой смерти художник был человеком без гражданства. 1896-й год стал не только новым этапом жизни Кузнецова, но и новым учебным этапом, ведь Кузнецов поступает в студию французского академика Фернана Кормона. Он постигает саму технику, в дальнейшем формируется его художественный почерк: чувственность восприятия и стремление к передаче неповторимости момента. Его вдохновителем стала Франция, а именно два её региона - Бретань и Нормандия. На полотнах много моря и много природы. Мягкие черты, зелёно-голубые оттенки, желание как бы сфотографировать кистью этой момент – вот основные черты, которые мы замечаем в его картинах. Сила и свобода – основные мотивы полотен Кузнецова. Художник не стремился к бизнес-подходу, он следовал зову сердца – делал то, что хотел. К счастью, его материальное положение позволяло не заниматься творчеством ради коммерции. Его связь с Россией была сильна: в начале XX века, до революции, он присылал свои картины на выставки в Москву. Но в Российской империи его стали называть «парижский Кузнецов», сравнивая с Моне и другими именитыми художниками из Франции. Попытки наладить творческий мост с Российской империей был, но отклика всё же не было. Он так и остался для многих как русский парижанин. С 1920-х художник начинает писать Париж. Благодаря его творчеству мы видим ту столицу Франции из 20-х XX века. Этот период жизни Кузнецова наполнен драматизмом, ведь 1918 принёс не только потерю Российской Империи, но и семейных предприятий. Они были конфискованы новой властью. Перипетии жизни открыли новые горизонты творчества Кузнецова: в его полотнах царит острая эмоциональность, пишет резкими ударами кисти, а акцент и вовсе смещается на тревожность и беспокойство. Его творческий путь закончился в 1936-м. Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже. Он стал фактически последним рыцарем импрессионизмом, как прозвала его пресса тех лет. Хотя в его картинах много Франции, но всё же он придерживался русской традиции пейзажа, где чувствуется единство с природой. Той самой природы конца XIX – начала XX века. Последний раз его выставляли в Москве в 1909. Все годы творчества он был неизменным участником парижских выставок. И вот теперь мы снова можем оказаться лицом к лицу с теми полотнами, на которых ещё чувствуется дух купечества Российской империи, мощи природы, чувственности того моменты. И пусть при своей жизни Кузнецов не стал признанным русским художником, возможно, XXI век, подарит вторую жизнь его творчеству. И русский парижанин обретёт вторую славу уже здесь – на Родине. Автор статьи: Александра Логинова-Буре. |
26 марта
|