Фаина. Эшелон: пронзительная история одной семьи
30/Сен/2020
В год 75-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне худрук и режиссер театра «Школа Современной пьесы» («ШСП») Иосиф Райхельгауз поставил спектакль «Фаина. Эшелон», рассказав историю своей семьи, на долю которой выпало немало испытаний с началом войны. В основе спектакля лежат воспоминания мамы режиссера – Фаины Райхельгауз, которая, пережив войну, уже в преклонном возрасте написала книгу «О том, что помню…прошло…тревожит». В спектакле главную роль играет Заслуженная артистка России Елена Санаева, а также в нем принимает участие актриса Татьяна Циренина. Последняя появляется эпизодически в тот самый момент, когда речь заходит о бабушке худрука по материнской линии – Альбине, которая погибла вместе с мужем под бомбежкой и навсегда осталось в памяти ее дочери Фаины молодой и жизнерадостной. Необычное обращение к теме Великой Отечественной войны Многие театры России в юбилейный для страны год 75- летия Великой Победы в Великой Отечественной войне в очередной раз обратились к этой теме, но спектакль, поставленный Иосифом Райхельгаузом в «ШСП», получился каким-то нетривиальным, камерным. Акцент смещен с масштаба трагедии всего советского народа на одну отдельно взятую одесскую семью-семью самого режиссера И.Райхельгауза. Но от этого масштаб беды не становится меньше, потому что, как известно, война коснулась многих семей, пришла почти в каждый дом… Данный спектакль представляет собой синтез театрального монолога и иммерсивного формата. Начинается все с того, что зрителям, собравшимся за длинным послевоенным столом, героиня Елены Санаевой рассказывает с высоты прожитых лет о том, что было тогда, когда в Одессе проживала счастливо и безмятежно и семья Райхельгаузов, и другие семьи, и жили они так до тех пор, пока не началась война… Во время рассказа она готовит одесский борщ на фасоли. Эти истории, основанные на реальных событиях, несмотря на спокойный, тихий тон повествования, бросают в дрожь, вызывают слезы, ведь невозможно хладнокровно, спокойно слушать о том, как погибли ни в чем не виноватые люди, как один немец был вынужден заживо похоронить своих двух сыновей, рожденных от женщины-еврейки… Максимальное погружение в атмосферу военных лет Почувствовать дух того времени, погрузиться в атмосферу идущих один за другим эшелонов, помогают декорации, созданные художником-постановщиком спектакля – Марией Трегубовой. Среди ее известных работ – спектакли «Война и мир Толстого», «Алиса» в БДТ, «Ваш Гоголь», «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» в Александрийском театре, постановки в Лаборатории Дмитрия Крымова и многие другие. С помощью специальных установок под длинным столом, за которым, будто в поезде, сидят зрители, время от времени случается тряска. Ощущение движения поезда добавляет дым, выпущенный в зал «Зимнего сада», где идет спектакль. Запах дыма смешивается с аппетитным запахом борща, который на глазах у всех готовит по рецепту Фаины Райхельгауз актриса Елена Санаева. На столах со временем появляются ретро-скатерти, эмалированные миски и чашки, одновременно с этим, рассказанные зрителям Еленой Санаевой, истории сопровождаются показом кадров из фильма «Эшелон», снятого в 1988-м году Иосифом Райхельгаузом по пьесе Михаила Рощина. И, вот, в один момент зрителей просят покинуть этот поезд, через несколько секунд происходит «взрыв»…Впечатления от увиденного усиливают звучащие во время спектакля песни. Завершается спектакль видеофрагментом монолога 92-летней сестры Иосифа Райхельгауза-Бронеславы, которая угощает своего брата их фирменным борщом, вспоминая, как чудом выжила, укрывшись с отцом в яме. Фото из личного архива 29.09.2020г. |
28 марта
|