Юбилей в Театре Российской Армии
21/Фев/2020
6 февраля Центральный Академический Театр Российской Армии (ЦАТРА) отпраздновал свой юбилей – 90 лет! В этот день открылся музей театра (историко-мемориальный зал); в фойе была заложена звезда, посвященная актрисе Любови Добржанской; а вечером зрителям показали премьерный спектакль «Барабанщица» в постановке главного режиссера Театра - Бориса Морозова. Днем рождения театра принято считать 6 февраля 1930 года - именно тогда в Москве был показан спектакль «К.В.Ж.Д.», посвященный событиям на границе с Китаем. Но далеко не сразу театр обзавелся собственным зданием. В первые годы жизни театра спектакли были выездными – артисты выступали в воинских частях и городах от Ленинграда до Дальнего Востока. И в столь непростых кочевых условиях зрителям было показано 38 премьер!
Здание в форме звезды К 23 февраля 1934 года, к пятилетнему юбилею театра Красной Армии, были названы имена победителей ранее объявленного конкурса на лучший архитектурный проект. Ими стали архитекторы Каро Алабян и Василий Симбирцев. Они предложили построить здание в форме пятиконечной звезды. И сегодня в музее ЦАТРы можно увидеть макет этой звезды, созданный уже к открытию историко-мемориального зала. К работе по художественному оформлению интерьеров театра были приглашены лучшие мастера.
- Так, например, потолок в зрительном зале Большой сцены расписывал по сырой штукатурке Лев Бруни со своими учениками из ВХУТЕМАСа,- заметила актриса театра Софья Гуськова. Механика сцены работает исправно – вращаются, как и прежде, два огромных круга, а 12 подъемных платформ могут превратить планшет сцены из стадиона в горный пейзаж, помогая театральным художникам претворить в жизнь все мыслимые и немыслимые замыслы сценографического оформления спектаклей. Во второй половине 1970-х годов в театре была произведена первая реконструкция. (Прим. Вторая - пришлась на 2000-е годы). В результате был уменьшен размер зеркала сцены, над самой сценой был установлен трехметровый козырек, убраны колонны, располагавшиеся ранее в зрительном зале Большой сцены. Всему этому предшествовало тщательное изучение чертежей авторов реализованного архитектурного проекта (Каро Алабяна и Василия Симбирцева), точные замеры здания и составление сметы затрат. Этим занимались Анатолий и Татьяна Оникиенко. Руководство театра вспомнило об этой талантливой семейной паре и пригласило их на юбилей! - Я с супругой приехал ненадолго, чтобы передать в открывшийся музей ценные чертежи Каро Алабяна и Василия Симбирцева, которые я внимательно изучал, приступив к разработке проекта реконструкции в конце 1970-х годов, - сказал 83- летний архитектор Анатолий Андреевич Оникиенко.- Надеюсь, что они, находясь в историко-мемориальном зале театра, будут в надежных руках! И в 90 лет «юбиляр» даст фору другим! К своему Дню рождения театр подошел в прекрасной форме. Сегодня в ЦАТРе 4 сцены: Большая, Малая, Экспериментальная и Камерная. В репертуаре десятки спектаклей разных жанров (и для взрослых, и для детей); в залах – аншлаги; в сезон – по несколько премьер; из года в год в театр приходят новые актеры! А еще гастроли, как и 90 лет назад. В день юбилея впервые распахнул свои двери театральный музей, на создание экспозиции которого ушло почти 2 года!
Оформлением его занимался, все тщательно продумывая с коллегами, Леонтий Озерников. Этот художник ранее участвовал в крупнейших музейных проектах (Пушкинский музей, музей Гоголя, Исторический музей и многих других) Москвы.
- В этом небольшом музейном зале мы сохранили идею звезды – формы здания Театра Армии и символа армии. В самом центре музея можно увидеть трюмо гримерки – идея преображения человека в героя. Любой актер гримируется, чтобы сыграть влюбленного или ненавидящего, победителя или побежденного, подлеца или героя, – рассказал художник музея Леонтий Озерников. – Музейный зал представлен сценой в виде тектоники лучей, которые расходясь в разные стороны, открывают мизансцены ключевых спектаклей театра, подобно страницам книги.
Музей вместил в себя все, что было создано в Театре Армии почти за век: пьесы, драматургию, актерское мастерство, сценографию, звук, свет, бутафорию и реквизит. Экспозиция раскрывает 3 ипостаси театра: его начало, строительство и книга будущего – спектакли XXI века, – рассказывает заведующая историко-мемориальным залом Театра Армии Елена Маньшина. – Сложная история нашей страны отражена в лицах героев спектаклей, в образном оформлении декораций и костюмов. Каждый спектакль буквально оживает в этих мифических кулисах. Придя сюда, можно узнать о ключевых моментах жизни театра, знаковых спектаклях, шедших на протяжении многих лет. Одним из любопытных экспонатов является макет самого здания в форме звезды, созданный с оглядкой на первоначальный архитектурный замысел Каро Алабяна и Василия Симбирцева. Благодаря этому макету можно представить, каким могло бы быть здание, если бы первоначальный проект был полностью реализован. На нижнем ярусе архитектурного сооружения планировалось установить скульптурные группы, а венчать здание должная была скульптура красноармейца. Звезда памяти Любови Добржанской В рамках празднования юбилея Театра Армии состоялась закладка в зрительском фойе памятной звезды Народной артистке СССР Любови Добржанской.
- Выпускница студии национального театра имени Леси Украинки пришла в наш театр, главный театр армии в 1934 году. Правда, был период, когда она параллельно работала и в театре «Современник», и в Электротеатре «Станиславский»,- сказал актер Артём Каминский. – Говорят, это была актриса, которой были подвластны и комические роли, и также гениально она исполняла роли драматические. За 46 лет службы в нашем театре она сыграла более 120 (!) ролей. Многим зрителям актриса запомнилась, прежде всего по ролям в кино, как мать Деточкина из кинофильма «Берегись автомобиля», мать Жени Лукашина из «Иронии судьбы…», ну, а театральные зрители помнят Любовь Добржанскую как Шуру Азарову в спектакле «Давным –давно». Именно она стала первой исполнительницей Шуры Азаровой. -Я, еще учась на втором курсе театрального вуза, бегала смотреть спектакли с ее участием,- отметила актриса Алина Покровская.- И первый спектакль, совершенно замечательный, который я увидела с ней в одной из ролей, - это «Моя семья» по произведения Эдуардо де Филиппо. Она играла совершенно обалденно! Я счастлива, что я сама потом спустя годы играла вместе с ней в трех спектаклях: «Дядя Ваня», «Птицы нашей молодости» и «Фантазии Фарятьева». «Барабанщица» вновь на сцене А вечером тоже праздничного дня зрителей ждал показ премьерного спектакля «Барабанщица» в постановке главного режиссера Театра Бориса Морозова.
Этот спектакль для данного театра не нов, но очень кстати пришелся его показ в 2020 году, году, в котором отмечается 75 лет Великой Победы в Великой Отечественной войне! Данный спектакль повествует не просто о военном подвиге, а об утраченных в наше современное время понятиях высокой нравственности.
Первая премьера спектакля состоялась в 1959 году. «Барабанщицу» показывали на сцене Театра Армии более 700 раз! Нынешняя постановка, безусловно, отличается от прежней обращением к поэзии Великой Отечественной войны. Действия спектакля происходят в 1943 году. Маленький городок освобожден от фашистов, но еще идет война. Молодая девушка Нила Снижко работает дворником. В городе она не находит понимания среди окружающих ее людей, которые ее люто ненавидят — на ней клеймо фашистской пособницы, предательницы Родины, ведь во время оккупации она работала переводчицей в гестапо. Им всем невдомек, каково это – быть подпольщицей, работать в тылу врага по спецзаданию, служить фашистам. Нельзя открыться даже сейчас – немцы оставили в городе своих шпионов и пособников. Мужественная девушка остается бойцом «невидимого фронта», получив задание выявить вражеских агентов среди своих.
Этот спектакль, вновь вернувшийся в репертуар, правда, в обновленном виде, можно увидеть на Большой сцене Центрального Академического театра Российской Армии (ЦАТРА), который «несмотря на свой почтенный возраст», четко следует намеченному курсу и многолетним традициям, показывая все самое лучшее, что может и должен видеть зритель! Фотографии Юлии Фильчаковой 21.02.2020 |
5 ноября
|