![]()
Надежда Тэффи: знакомая и неизвестная
16/Фев/2020
В репертуаре Содружества актеров Таганки (САТ) произошло «пополнение». На сей раз режиссер театра Екатерина Королёва обратилась к творчеству и мемуарам Надежды Тэффи. Имя писательницы, популярной в начале прошлого столетия, в нынешнем - мало кому известно. А, между тем, ее юмором, иронией, сатирой, красотой и талантом восхищались современники. Среди них не только коллеги по перу Константин Бальмонт и Иван Бунин, но и Григорий Распутин, и даже последний император Российской империи – Николай II. Когда однажды у Николая II спросили, кого из русских писателей он хотел бы видеть в юбилейном сборнике в честь 300-летия царствования дома Романовых, он воскликнул: «Одну Тэффи!» Особенностью этого театра является, во-первых, то, что в нем в отличие от многих других столичных театров, относятся с большой долей внимания к юбилейным датам (так, в ноябре 2019 года состоялась премьера спектакля «Докторъ А.П. Чеховъ. Об-хо-хочешься!», и это в преддверии 160-летия со Дня рождения классика). Во-вторых, в этом театре, иной раз обращаясь к творческому наследию писателей XX века, выбирают те произведения, которые не встречаются на каждом шагу в театральном мире. Это те романы, которые редко кто из режиссеров в силу разных объективных технических и других причин не решался инсценировать, как, например, роман «Бег» Михаила Булгакова. Который в целом был поставлен менее, чем на десяти сценах России. Ну, и, наконец, еще одна изюминка этого театра кроется в том, что здесь раскрывают не только извечные темы борьбы добра и зла, любви и ненависти, дружбы и вражды, но и показывают истории из жизни самих писателей. И таким спектаклем стал «Дурак - это хорошо!» режиссера-постановщика Екатерины Королевой.
По словам писательницы, «все кругом говорили, что это абсолютно невозможно, что нужно иметь связи в театральном мире и нужно иметь крупное литературное имя, иначе пьеску не только не поставят, но никогда и не прочтут. Вот тут я и призадумалась. Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то, ни сё. Но что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака - дураки всегда счастливы… И тут вспомнился мне один дурак, действительно отменный, и вдобавок такой, которому везло. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнавался), я решила подписать пьеску свою «Тэффи» и послала её прямо в дирекцию Суворинского театра».
В основе постановки лежат мемуары Надежды Тэффи, с эпизодами жизни которой переплетаются фрагменты ее литературных произведений. Режиссер охарактеризовала жанр спектакля как иронию, хотя в течение двух часов она здесь едва ощутима. Скорее чувствуется мелодрама, смешанная с драмой. Именно такой была и сама жизнь «королевы юмора», названной так современниками. Она умела шутить и говорила, что «ее жизнь – анекдот, а значит - …». А значит, история о королеве юмора Надежде Тэффи полна иронии и смеха, хотя порой казалось, вовсе было не до него – грянула Революция, после которой она эмигрировала в Париж, где, правда, завоевала любовь читателей среди русских эмигрантов. В Париже одна за другой выходят её книги - «Так и жили», «Городок», «Ведьма», «О нежности» и другие – всего около 30. Но потом вслед за радостью от творческой реализации последует период фашистской оккупации во время Второвой мировой войны, голод, бедность и болезни… Ее литературные истории порой тоже грустны (суд людей, гильотирование…). Но, несмотря на это, актеры под руководством режиссера решили поставить акцент на стремлении Тэффи находить что-то радостное, не терять задор. И им это удалось! Они поют песни, жонглируют словами, ищут стихотворные рифмы, играют на разных музыкальных инструментах, ловко взбираются по лестнице на антресольный этаж, созданный на сцене, и проделывают это уйму раз за два часа, что идет спектакль.
Фото предоставлено пресс-службой театра «Содружество актеров Таганки» («САТ»). 16.02.2020 г. |
7 февраля
|