Москва, которой нет. Выставка «Матвей Казаков и допожарная Москва».
6/Дек/2018
Матвей Казаков никогда не был за границей. Он учился в Москве, причем учился еще в период Барокко, строить начал уже в то время, когда господствовал стиль ранний классицизм. Благодаря ему Москва превратилась из «большой деревни», как называли ее жители Петербурга, в город с прекрасной архитектурой. Зодчий возвел здесь около 100 зданий, таких как: Сенат в Кремле, новое здание Московского Университета, Голицынскую и Павловскую больницы и многие другие сооружения, вошедшие в список достопримечательностей Москвы. При том что у него не было высшего архитектурного образования. «Это сейчас мы уже привыкли к Сенату, каждый день смотрим его по телевидению, это резиденция президента. Но, на самом деле, в 1776 году, когда начали это строительство, ничего подобного в Москве и близко не было», ‒ рассказала куратор выставки искусствовед Музея архитектуры им. А.В. Щусева Зоя Золотницкая. В экспозицию 1 и 2 залов включены ранние рисунки и проектные чертежи фасада Большого Кремлевского Дворца 1772 года. Лист значительных размеров, является копией с работы автора грандиозного проекта, был выполнен в технике тушевой отмывки, демонстрирует традиционный подход к исполнению чертежа. Наиболее ярко манеру Казакова передают рисунки серии видов ансамбля Ходынских строений, Коломенского Кремля. В 1776 году по указу Екатерины II Матвей Казаков разработал проект Петровского Путевого Дворца. Также архитектор построил корпус Московского Университета на Моховой – сейчас это Институт стран Азии и Африки МГУ. Классическая загородная усадьба ‒ «больница для бедных» ‒ Первая Градская больница и Большой Дворец в усадьбе в Царицыно. Один из наиболее ярких памятников зрелого классицизма ‒ церковь Космы и Дамиана на Маросейке. В знаменитых «Альбомов Казакова» привезенных из Эрмитажа, можно заметить его фирменный стиль: карандашный ювелирный штрих, на то время он был единственным архитектором, кто так тонко и точно мог владеть этой техникой; нумерация каждого фасада, а также изображения местного вида, силуэты людей; по чертежам с акварелью и не скажешь, что здание должно было строиться из дерева. В зале зрелого классицизма Казакова представлен большой комплекс чертежей по неосуществленным проектам. Среди них выделяются материалы по одному из последних масштабных замыслов мастера – реконструкции ансамбля Московского Кремля, созданных в 1797 году. Кроме того, в одном из Казенных Альбомов Казакова сохранились проектные чертежи Императорских подмосковных усадеб Коньково и Булатниково.
Впервые выставлены панорамы ансамбля и чертежи интерьеров больничного храма, выполненные сыновьями архитектора Матвеем и Павлом Казаковыми.
Архитектор был в Рязани, когда узнал, что пожар 1812 года разрушил большую часть построенных им зданий. Для него это было шокирующем потрясением. Сердце Казакова не выдержало. Позже город восстановят его сыновья и ученики. Из представленных из первого альбома построек до нашего времени дошли в первоначальном виде только три дома – Демидова, Губина и Барышникова. Остальные дома утратили свой прежний облик в результате последующих перестроек или были совсем снесены. И только альбомные чертежи, и редкие видовые изображения позволяют нам представить, например, красоту и выразительность архитектуры одного из лучших домов Москвы – дома Козицкой, стоявшей некогда на Тверской. Безусловно выставочный проект позволяет сегодня восстановить визуальный облик ушедшей «казаковой» Москвы. А благодаря подлинным предметам искусства и мебели того времени можно прочувствовать дух жизни XVIII века. Автор статьи: Александра Блинова |
22 октября
|