Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация

25.03.2015

Специфика построения журналистского текста в радиорепортаже

В данной работе автор остановится подробно на музыкально-разговорной радиостанции «Диалог» и рассмотрит конкретный текст радиовыпуска «Актуальный репортаж». Темой данный работы послужила электронная карта в поликлинике. Посмотрим, как выстраивают  репортаж, чтобы появилась целостность материала, как работать с цифрами, комментариями спикера и какие слова создают наибольшее доверие к происходящему.

Аудитория радиостанции довольно широкая, поэтому не стоит допускать фамильярности. Нейтральное «здравствуйте» или более конкретное «Добрый день» придаст нужный тон и характер. В данном случае автор программы подает информацию в деловом стиле, именно поэтому выбирается такое приветствие. Далее звучит фамилия и имя ведущего. Это правило хорошего тона. Зрители должны знать диктора. Здесь стоит дать небольшой комментарий. Конечно же, не стоит забывать, что представляться – это правило хорошего тона, но еще также представление – это личная информация. Ведущий как бы раскрывается, а значит создается эффект «человек идет на контакт», именно поэтому в речи ведущих на радио должно звучать имя и фамилия. Или же просто имя, если ведущий располагает лишь псевдонимом. Итак, представление дает ощущение сближения с радиоведущим, а значит, повышается доверие к последующей информации.

Приведем далее отрывок первого абзаца, который произносит ведущий в студии: «Электронная карта… В поликлинике». Здесь используется прием неожиданности. Упоминается хорошо известная электронная карта, которая чаще ассоциируется с банковским продуктом, а уже через паузу (как прием привлечения внимания) выдается новая информация «в поликлинике». Несколько необычная информация, поданная таким образом, по мнению редактора программы, должна служить ключом к вниманию аудитории.

Приведем следующие слова для последующего анализа текста: «О том, как это работает и когда появится в обычных городских поликлиниках Москвы, нашему корреспонденту рассказали представители Министерства Здравоохранения РФ». Порядок построения фразы довольно логичен – заинтересовать, создать эффект доверия. Нет подробностей, есть «крючки» в виде – «как это работает» и «когда появится». Ни на тот вопрос, ни на другой ответа пока не следует, вероятно, справедливо полагать, что диктор ответить на оба вопроса в своем тексте. Но пока ведущий играет в игру недосказанности. И именно это, по мнению редактора, и должно привлечь внимание слушателей. Далее идет эффект присоединения – «нашему корреспонденту». Слово «нашему» предполагает что-то общее со слушателем, само слово располагает слушателя к репортажу. Эффект присоединения дает эффект доверия.

Приведем дальнейший анализ данного текста: диктор говорит следующий текст на фоне звука дождя. «Моросящий дождь не помешал журналистам посетить 175 городскую поликлинику г. Москвы, где уже сейчас врачи работают с электронными медицинскими картами». Слова и дополнительная звуковая дорожка совпадают, создается эффект присутствия, таким образом звукорежиссер и корреспондент как бы отправляют слушателя на репортаж в саму поликлинику. Хороший ход.

Ироничное «Почерк врачей станет разборчивым, а помогут им в этом ИТ-технологии» помогает удерживать интерес  слушателей.  Далее автор текста шокирует слушателей - «Медицинская карта пациента в привычном для нас виде в будущем будет заменена на электронную». Это абсолютно новая информация, которая помогает удерживать интерес по-прежнему у радиослушателей. «До конца 2015 года планируется создать около 2 млн электронных карт пациентов. Это особый файл в системе, куда вносятся все данные о пациенте и о приеме».

После этих слов редактор приводит небольшой отрывок специалиста, который непосредственно в кабинете у врача рассказывает, как пользоваться такой системой. Что нужно взять с собой пациенту, что в свою очередь требуется от врача. Это включение на двадцать секунд помогает удерживать слушателя в напряжении, а также создает нужный настрой, ведь речь дали сказать первому лицу. После этого снова вступает диктор и неспроста, ведь в оригинале записи спикер начинает говорить спутано, употребляя множественные междометия и вводные слова, относящиеся к типу неуверенности, что вызвало у слушателей чувства нестабильности. Напомним, что вводные слова этой категории и междометья вызывают ощущения неустойчивости речи, ведь человек, употребляющий подобные конструкции сомневается в чем-то, не уверен до конца, а бесконечные паузы, которые допускает спикер в своей речи, также передают неустойчивость конструкции. И именно поэтому перечисление действий, которые должен совершить пациент, пришедший на прием врачу, лучше отдать диктору, который прочитает обработанный текст, без различных вкраплений слов, вызывающих сомнение происходящего. Довольно часто можно наблюдать ситуацию, подобную этой, где спикер, отвлекаясь на журналистов, собравшихся на мероприятии, жестикулирует, пытается отвечать на множество сразу появляющихся вопросов, а очень часто спикеров сбивает и фотокамеры, а значит текст, произносимый в этот момент, начинает страдать, испытывая появление слов, создающих впечатление неуверенности происходящего. Такое же впечатление производят и  внезапные паузы, которые мешают чистоте речи и также ставят под сомнение слова говорящего. Не стоит путать со специальными паузами, которые появляются в речи спикера  в нужных местах и создают нужный настрой, придавая тексту большую экспрессию, держа зрителя в напряжении.  А нелепые расставленные случайно паузы отражаются на речи весьма негативным образом.

После перечислений, как работает устройство хорошо дать немного статистических данных, но сделать это кратко, не перегружая текст. Когда, сколько и другая нужная информация также дается кратко, но емко. А также не стоит говорить про тысячные, стотысячные, в подобных случаях, стоит округлять, дабы слушатель не терял нить  восприятия.

И последняя информация о не менее важном аспекте - конфиденциальности. «И несколько слов о безопасности информации. По словам разработчиков, защита данной системы намного более серьезная, чем даже в банковских структурах». Здесь, конечно же, стоит дать слово специалисту, который подкрепит слова конкретными цифрами.

Возврат к списку


Материалы по теме:




Свидетельство о регистрации СМИ “ЭЛ № ФС77-33828” от 23 октября 2008 г.
Интернет-радио “ДИАЛОГ”. Профессиональное издание. Россия, Москва © 2010 г.
Профессиональный хостинг от компании "ТаймВэб"