Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация

24.02.2013

Очевидцы войны

  Их – очевидцев войны - осталось очень мало. На Пресне есть места их встреч при любой погоде во время дневной прогулки. Это место – сквер между двух прудов на Красногвардейском бульваре. Там человек 5 – 6, их которых всего один мужчина, собираются ежедневно.

   Они то походят вдоль аллеи, то посидят на лавочке неподалёку от памятника красноармейцу, что стоит здесь с незапамятных времён. Все эти люди весьма почтенного возраста, каждому из них далеко за восемьдесят, но ничто не может помешать их прогулкам (спасибо современной фармакологии), потому что им необходимо общение, может, даже, больше, чем свежий воздух.

   Из приватных бесед с ними нам, сотрудникам библиотеки им. А. М. Горького Севрюгиной Ирине Владимировне и Бычковой Анастасии Ремировне, удалось выведать немного, но то, что мы услышали, нас впечатлило. От некоторых из них мы узнали такие подробности, о которых раньше говорить было не принято.

  Одна из женщин – Брыкова Антонина Фёдоровна, 1934 года рождения, - во время войны была совсем маленькой, ей шёл, как она сказала, восьмой годочек. Отец её, рабочий фабрики мануфактуры на Трёхгорке, в самом начале войны ушёл на фронт добровольцем, был ранен и вскоре в одном из московских госпиталей скончался. Осиротевшая семья перебралась к родственникам в Орловскую область, село Знаменское, которое почти сразу же после начала войны оказалось оккупировано немцами.

   Жители села и Антонина Фёдоровна с матерью и братишкой спасались бегством вброд реки Орлик, где накануне прошло кровопролитное сражение. Дно брода было устлано трупами, а вода в реке была такого густого алого цвета от пролитой крови павших в этом бою солдат, что всех охватывал неподдельный ужас. Таковы воспоминания детства у женщины, дожившей до наших дней, но не забывшей ничего из тех страшных событий.

   Другая наша собеседница – Лукина Нина Васильевна, с 1929 года, вспоминала, как мама отказалась от эвакуации, пересидев с детьми где-то с месяц у брата на даче. Вернувшись домой, на Пресню, она с детьми никуда больше не уезжала, убеждённая в том, что лучше нигде не будет, а чему быть, тому не миновать. Было очень трудно. Без конца объявляли воздушную тревогу, и поначалу мама брала детей в охапку и мчалась в метро. Но со временем она перестала реагировать на призывы бежать в бомбоубежище; она укладывалась вместе с детьми в кровать, накрывала всех подушками и одеялами, и так пережидала налёты вражеских бомбардировщиков. Умирать, говорила она, - так всем вместе и сразу.

   Примечательно, что мамин брат, дядя Нины Васильевны, до войны служил на границы. В начале июня 1941 года он приезжал домой на побывку, и уже тогда он знал, что будет война, так как к обеим сторонам границы было стянуто большое количество военной техники. Выходит, война, вопреки расхожему мнению о том, что она началась внезапно, всё же была неизбежна, просто власть к ней не была готова.

   Отец Нины Фёдоровны тоже был призван на фронт. Он служил шофёром на «Дороге жизни» под Ленинградом. Вернулся домой больной, долго и мучительно страдал от приступов невыносимой боли, просил детей не обращать внимания на его душераздирающий крик, которого он не в силах был сдержать. «Ах, война, что ты, подлая, сделал?!» - пел Окуджава про тех, кто её пережил.

  Ещё одна участница прогулки на свежем морозном воздухе – Валентина Васильевна Бабищева (в девичестве Блохина), ещё более раннего 1928 года рождения, - рассказала, что во время войны тоже никуда не уезжала из Москвы. У отца, Василия Павловича Блохина, была бронь: он работал в военное время на ТЭЦ, так что вся семья оставалась с ним дома. Василий Павлович Блохин, этот мужественный человек, помимо важнейшей для столицы службы на объекте теплоснабжения, участвовал в строительстве оборонительных сооружений и дежурил на чердаках и крышах домов, сбрасывая горящие бомбы прежде, чем они успевали взорваться, за что позже был приставлен к «Ордену Ленина за оборону Москвы».

   А мужчина из этой замечательной компании не стал ничего рассказывать, сказав, что во время войны был ещё совсем маленьким, ничего не помнит, да и не хочет вспоминать. И действительно, воспоминания о войне слишком тяжелы, поэтому хочется поклониться в пояс перед её очевидцами, кто находит ещё в себе душевные силы поделиться с нами своими страшными впечатлениями военного детства, и сказать им огромное спасибо. Никто не должен быть забыт и ничто не должно быть забыто.

Автор: И.Севрюгина

Сумма голосов:  5
Рейтинг:  3.3

Возврат к списку


Материалы по теме:




Свидетельство о регистрации СМИ “ЭЛ № ФС77-33828” от 23 октября 2008 г.
Интернет-радио “ДИАЛОГ”. Профессиональное издание. Россия, Москва © 2010 г.
Профессиональный хостинг от компании "ТаймВэб"